Buy the full-text version or a separate article one can on the site www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: А.И. Беленков, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., Н.М. Белоус, д.с.-х.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., Л.А. Дорожкина, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), А.В. Кураков, д.б.н., С.В. Лукин, д.с.-х.н., С.М. Лукин, д.б.н., С.М. Надежкин, д.б.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., А.В. Пасынков, д.б.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), А.А. Плотников, к.с.-х.н., О.А. Подколзин, д.с.-х.н., Н.И. Санжарова, д.б.н., В.М. Семенов, д.б.н., В.И. Титова, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
г. Москва, 109316, Волгоградский пр-т, д. 42, корп. 5.
Подписано в печать: 06.04.2015
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации 29 апреля 1997 г.
Свидетельство № 011095.

AGROCHEMICAL SERVICE

Estimation of soil condition in Chelyabinsk region

This article presents an analysis of the soil in Chelyabinsk region for fifty years, the causes of degradation and methods of soil fertility reproduction are determined. During reform period approx. 0,5 millions ha were thrown away therefore their involvement in agricultural use – the most important task. The results of research on fallow lands and their ability to restore fertility are shown. Materials on the use of local natural resources and organic fertilizers to replenish the humus and mineral nutrients are presented.

Keywords: soil fertility, fertilizer, fallow land (deposit), soils, soil physical properties, glauconite, peat, poultry manure, Chelyabinsk region.


Agricultural biologization – profitable source for soil fertility improvement

Results of agriculture biologization measures in Tatarstan republic during 1996-2013 are presented. Role of fallows, organic fertilizers, perennial grasses, straw, siderates, bacterial fertilizers, liming of acid soils for it’s fertility increase has been analyzed. Established that agriculture biologization shouldn’t completely eliminate the use of mineral fertilizers. Missing part of nutrients must be supplemented by the addition of mineral fertilizers with microelements, it should be used locally (in rows at sowing), root top-dressing as a result of the diagnosis, strictly observing the recommended rates and terms for planned harvesting.

Keywords: organic fertilizers, perennial grasses, straw, bacterial fertilizers, acid soils liming, fertility.


Agrochemical aspects of copper dissemination in agrolandscape soils in Kaliningrad region

Total and available (mobile) copper contents in parent rocks and soils of agricultural landscapes in Kaliningrad region are determined. The dependence of the availability of copper in soil of agricultural landscape on the particle size distribution, water-air regime and agrochemical soil properties is presented. Recommendations of copper microfertilizers use are given.

Keywords: copper, content, parent rocks, soil, agrolandscapes.


ECOLOGICAL PROBLEMS AND SOLUTIONS

The database of plant growing technologies at the areas with radioactive contamination produced on scientific researches

Agricultural lands soil pollution by radionuclides due to radiation accidents and incidents in a number of the Russian Federation regions reached levels at which products don’t meet the requirements of sanitary standards or high risk of such products. Selection and justification of the most effective technologies of agricultural production is needed to improve the environmental situation in the contaminated areas and to ensure the production of safe products at the lowest cost. To solve these problems, a database of standard and rehabilitation technology of crop production in the contaminated areas, based on the results of scientific research.

Keywords: database, radioactive contamination, rehabilitation technologies, plant growing.


Research of fertilizer system for winter rye cultivation at polluted soils

Results of scientific researches on studying of effect of mineral and organic fertilizers on productivity and quality of grain of a winter rye are presented in article. It is established that the highest (1,95-2,22 t/ha) productivity of winter rye grain was provided by the system of fertilizer based on application of mineral fertilizers in a dose of N120P90K120 and organic fertilizers (a dung of 20 t and a plowing of root oddments of a lupine). The content of crude protein in grain of a winter rye was high 11,9-12,4%, reliable action of system of fertilizer on the maintenance of macrocells and fat is not revealed. The highest (41 Bq/kg) 137Cs maintenance – is determined at control option. The studied systems of fertilizer authentically reduced the content of radio cesium, providing frequency rate of decrease respectively 1,7-2,6 times.

Keywords: organic and mineral fertilizers, winter rye, productivity, quality of grain, protein, 137Cs.


Agrotechnical and agrochemical receptions efficiency for contaminated forage herb grounds

The estimation of productivity meadow grass mixtures on alluvial meadow soils of the central floodplain of Iput’ river exposed to radioactive contamination. Effect of mineral fertilizers on the background of different soil treatment types was determined. The experimentally determined the optimal dose of mineral fertilizers, their relationship to the greatest receiving feed. Established that improvement of natural forage grasslands increases perennial grasses productivity up to 75%, and wherein the application of fertilizer and 35%. It’s necessary to conduct radical improvement with sowing of meadow grass mixtures and use of mineral fertilizer (N120P60K120) with two cuttings at the forage lands to increase the productivity of pastures and high quality harvesting.

Keywords: mineral fertilizer, processing of the soil, long-term herbs, natural fodder grounds, 137Cs.


Strontium accumulation in the filbert in dependence of soil depth

As a result of long-term researches migration 90Sr in a link of a trophic chain is studied: soil plant. The options of an agrotechnology of cultivation of a filbert reducing accumulation of radionuclide in wood, bark and fruits are defined. Radionuclide arrangement depth in the soil has impact on accumulation it in filbert fruits. Accumulation of 90Sr in the presence of it in surface were higher for 7,3 times than in the presence of it at 50 cm depth.

Keywords: radionuclide, deposition depth, soil, accumulation, filbert.


Increase of agriculturists responsibility for the reproduction of soil fertility reclaimed lands

Measures for strengthening of the land owner responsibility for the use of meliorative funds, providing reproduction of soil fertility meliorated lands, increase yield, economic parameters and sustainability of plant production at meliorated lands are considered. Proposals focused on the introduction of measures to ensure the interest of agricultural producers, to increase the efficiency of meliorated land use, as well as the implementation of measures for strengthening the responsibility of agricultural producers for inefficient use of land fund. The use of developed proposals disseminate information about regulatory and methodical management; safety and efficiency of water-melioration system; the growth of social and environmental impact of the water melioration system on agriculture.

Keywords: reclaimed lands, meliorative funds, inefficient use, responsibility, event.


State ecological expertise of phosphorous fertilizers problems

Ensuring the growing world population with food is impossible without the use of phosphorous fertilizers. In this case, due to the limited availability of phosphate, phosphorous fertilizers are becoming increasingly scarce. Phosphorous components’ enter to water bodies, mainly as a result of erosion runoff from farmland, led to their global pollution and eutrophication. The solution of this problem, before setting them the task of cleaning should include a set of measures to prevent further ingress of these substances in water bodies. The problem is that the state environmental expertise documentation for newly registered phosphorus preparations only partially reduces the risk of contamination of water bodies as well as the main source of potential contamination – previously made unspent phosphorous fertilizers, while the rank – lack of control in monitoring programs for processing regulations soil erosion and runoff.

Keywords: ecological expertise, phosphorous fertilizers, water objects pollution.


ORGANIC-MINERAL FERTILIZERS AND BIOPREPARATIONS

Efficiency of organic-mineral fertilizers based on sapropel

The problems of creating new organic fertilizers based on natural sapropel, estimated their performance on degraded soils expressed bot peatlands. Restoration of soil fertility is ensured by the presence of the number-halide structure, increasing the soil sorbing complex and cation exchange capacity, increase the sorption properties, activation of soil microflora, as evidenced by an increase in crop yields.

Keywords: organicmineral fertilizers, sapropel, peat, organic silicon, expressed bot peatlands, barley, harvest.


Foliar application of metal complexions and drug Energy-M on vegetable crops

Studied the effect of foliar make complexonates metals and drug Energy-M vegetable crops in crop rotation in the soil-climatic conditions of non-Chernozem zone of the Russian Federation. It is shown that the metal complexions and drug Energy-M stimulate the growth and development of plants, increase the productivity of vegetable crops, improve product quality, affect the chemical composition of the products, to reduce the accumulation of heavy metals in vegetable crops. Correlation dependence honey content of microelements in plants and biochemical parameters of products.

Keywords: metal complexions, preparation Energy-M, vegetable crops, yield.


Efficiency of the bacterial fertilizers for alfalfa of different varieties

Results of field researches of bacterial fertilizer Rhizotorfin efficiency to alfalfa Medicago varia Mart variety are presented. High tenderness of alfalfa of Guzel variety to seeds inoculation by Rhizotorfin preparation is determined.

Keywords: bacterial fertilizer, Rhizotorfin, inoculation, seeds and varieties of alfalfa, symbiotic system.

Купить полнотекстовую версию или отдельную статью можно на сайте www.elibrary.ru


Главный редактор: И.С. Прохоров, к.с.-х.н.

Редакция: И.И. Прохорова (директор), М.А. Королькова, Н.В. Куроптева

Редколлегия: Р.М. Алексахин, д.б.н., Н.В. Войтович, д.с.-х.н., С.Л. Белопухов, д.с.-х.н., А.И. Беленков, д.с.-х.н., А.А. Завалин, д.с.-х.н., А.Л. Иванов, д.б.н., Л.В. Кирейчева, д.т.н., Н.В. Клебанович, д.с.-х.н. (Беларусь), С.М. Лукин, д.б.н., В.Г. Минеев, д.с.-х.н., М.М. Овчаренко, д.с.-х.н., В.И. Панасин, д.с.-х.н., Т.Ф. Персикова, д.с.-х.н. (Беларусь), О.А. Подколзин, д.с.-х.н., П.Д. Попов, д.с.-х.н., В.Г. Сычев, д.с.-х.н., В.И. Титова, д.с.-х.н., П.А. Чекмарев, д.с.-х.н.

Адрес для переписки: 115419, Москва, Шаболовка, 65-1-50.

Тел/факс: (495) 952-76-25

E-mail: agrochem_herald@mail.ru

Отпечатано в ООО «САМ Полиграфист».
Москва, Протопоповский пер., д. 6.
Подписано в печать: 06.04.2015
Формат 60х90/8.

Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации Российской Федерации.
Свидетельство № 011095.

АГРОХИМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Состояние плодородия почв Челябинской области

В статье приведен анализ состояния почв Челябинской области за пятьдесят лет, установлены причины их деградации и предложены способы воспроизводства почвенного плодородия. За годы реформ около 500 тыс. га пахотных земель в регионе заброшено, поэтому вовлечение их в сельскохозяйственный оборот – важнейшая задача. Показаны результаты исследований на залежных землях и возможность восстановления их плодородия. Приводятся материалы по использованию местных природных ресурсов и органических удобрений для восполнения гумуса и элементов минерального питания.

Ключевые слова: плодородие почв, удобрения, залежь, почвы, физические свойства почв, глауконит, торф, куриный помет, Челябинская область.


Биологизация земледелия – дешевый источник повышения плодородия почв

В статье изложены результаты работ по биологизации земледелия в Республике Татарстан в 1996-2013 гг. Проанализирована роль чистых паров, органических удобрений, многолетних трав, соломы, сидератов, бактериальных удобрений, известкования кислых почв для повышения их плодородия. Установлено, что биологизация земледелия не должна полностью исключить использование минеральных удобрений. Для получения запланированного урожая недостающую часть питательных элементов необходимо дополнить минеральными удобрениями с добавлением микроэлементов, применять их локально, в рядки при посеве, в корневую подкормку по результатам диагностики, строго соблюдая рекомендуемые нормы и сроки внесения.

Ключевые слова: органические удобрения, многолетние травы, солома, бактериальные удобрения, известкование кислых почв, плодородие.


Агрохимические аспекты распространения меди в почвах агроландшафтов Калининградской области

Рассмотрены агрохимические аспекты распространения меди в почвообразующих породах и почвах агроландшафтов Калининградской области. Установлена зависимость обеспеченности медью почв агроландшафтов от их гранулометрического состава, водно-воздушного режима и агрохимических свойств. Даны рекомендации по применению медных микроудобрений.

Ключевые слова: медь, содержание, почвообразующие породы, почвы, агроландшафты.


ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И ИХ РЕШЕНИЕ

База данных по технологиям ведения растениеводства на радиоактивно загрязненных территориях, составленная по результатам научных исследований

Загрязнение почв сельскохозяйственных угодий радионуклидами вследствие радиационных аварий и инцидентов в ряде регионов Российской Федерации достигает уровней, при которых производимая продукция не отвечает требованиям санитарно-гигиенических нормативов или велик риск получения такой продукции. Отбор и обоснование наиболее эффективных технологий ведения сельскохозяйственного производства необходим для улучшения экологической ситуации на радиоактивно загрязненных территориях и обеспечения производства безопасной продукции с наименьшими затратами. Для решения этих задач создана база данных по стандартным и реабилитационным технологиям ведения растениеводства на радиоактивно загрязненных территориях, составленная по результатам научных исследований.

Ключевые слова: база данных, радиоактивное загрязнение, реабилитационные технологии, растениеводство.


Изучение систем удобрения при возделывании озимой ржи на загрязненных почвах

В статье представлены результаты научных исследований по изучению действия минеральных и органических удобрений на урожайность и качество зерна озимой ржи. Установлено, что наиболее высокую (1,95-2,22 т/га) урожайность зерна озимой ржи обеспечила система удобрения, основанная на применении минеральных удобрений в дозе N120P90K120 и органических удобрений (навоз 20 т и запашка пожнивно-корневых остатков люпина). Содержание сырого белка в зерне озимой ржи было высоким 11,9-12,4%, достоверного действия системы удобрения на содержание макроэлементов и жира не обнаружено. Наиболее высокое (41 Бк/кг) содержание 137Cs получено в контрольном варианте. Исследуемые системы удобрения достоверно снижали содержание радиоцезия, обеспечивая кратность снижения в 1,7-2,6 раза.

Ключевые слова: удобрения, озимая рожь, урожай, качество, 137Cs.


Эффективность агротехнических и агрохимических приемов на загрязненных кормовых угодьях

Проведена оценка продуктивности мятликовых травосмесей на аллювиальной луговой почве центральной поймы р. Ипуть, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Выявлено действие минеральных удобрений на фоне разных видов обработки почвы. Экспериментально определены оптимальные дозы минеральных удобрений, их соотношения для наибольшего получения кормов. Установлено, что улучшение природных кормовых угодий позволяет повысить продуктивность многолетних трав до 75%, а применение при этом минеральных удобрений до 35%. На естественных кормовых угодьях для увеличения продуктивности пастбищ и получения кормов необходимо проводить коренное улучшение с посевом мятликовых травосмесей и внесением минеральных удобрений в дозе N120P60K120 за два укоса.

Ключевые слова: минеральные удобрения, обработка почвы, многолетние травы, природные кормовые угодья, 137Cs.


Накопление стронция в фундуке в зависимости от глубины залегания в почве

В результате многолетних исследований изучена миграция 90Sr в звене трофической цепи: почва – растение. Определены варианты агротехники возделывания фундука, уменьшающие накопление радионуклида в древесине, коре и плодах. Глубина расположения радионуклида в почве оказывает влияние на накопление его в плодах фундука. При поверхностном распределении в почве накопление 90Sr в почках было больше в 7,3 раза, чем при его залегании на глубине 50 см.

Ключевые слова: радионуклид, глубина расположения, почва, накопление, фундук.


Повышение ответственности сельхозтоваропроизводителей за воспроизводство почвенного плодородия мелиорируемых земель

Рассмотрены мероприятия по усилению ответственности собственника за использование мелиоративных фондов, обеспечивающие воспроизводство почвенного плодородия мелиорируемых земель, что позволит значительно повысить урожайность, экономические показатели и устойчивость развития производства сельскохозяйственной продукции на мелиорируемых землях. Предложения ориентированы на внедрение мероприятий, обеспечивающих заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в повышении эффективности использования мелиорируемых земель, а также на реализацию мероприятий по усилению ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за неэффективное использование мелиоративных фондов, мелиорируемых земель. Использование разработанных предложений повысит информационное обеспечение в области нормативно-методического управления; безопасности и эффективности функционирования мелиоративного водохозяйственного комплекса; роста социально-экологического воздействия мелиоративного водохозяйственного комплекса на сельскохозяйственное производство.

Ключевые слова: мелиорируемые земли, мелиоративные фонды, неэффективное использование, ответственность, мероприятия.


Проблемы государственной экологической экспертизы фосфорных удобрений

Обеспечение растущего населения Земли продовольствием невозможно без применения фосфорных удобрений. При этом из-за ограниченности запасов фосфоритов, фосфорные удобрения становятся все более дефицитным ресурсом. Попадание фосфорных соединений в водные объекты, преимущественно в результате эрозионного смыва с сельхозугодий, привело к их глобальному загрязнению и эвтрофикации. Решение данной проблемы, перед тем как ставить задачу их очистки, должно включать в себя комплекс мер по предотвращению дальнейшего попадания этих веществ в водные объекты. Проблема в том, что государственная экологическая экспертиза документации на вновь регистрируемые фосфорсодержащие препараты лишь частично снижает риски загрязнений водных объектов, так как основной источник потенциального загрязнения – ранее внесенные неизрасходованные фосфорные удобрения, а причина – недостаточный контроль в программах мониторинга за регламентами обработки почвы и эрозионными стоками.

Ключевые слова: экологическая экспертиза, фосфорные удобрения, загрязнение водных объектов.


ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ И БИОПРЕПАРАТЫ

Эффективность применения органоминеральных удобрений на основе сапропеля

Рассмотрены вопросы создания новых органоминеральных удобрений на основе природного сапропеля, выполнена оценка эффективности их применения на деградированных почвах выработанных торфяников. Восстановление плодородия почвы обеспечивается за счет наличия коллоидной структуры, увеличения ППК и ЕКО, повышения сорбционных свойств, активизации почвенной микрофлоры, что подтверждается повышением урожайности сельскохозяйственных культур.

Ключевые слова: органоминеральные удобрения, сапропель, торф, органический кремний, почва выработанных торфяников, ячмень, урожай.


Некорневое применение комплексонатов металлов и препарата Энергия-М на овощных культурах в севообороте

Изучено действие некорневого внесения комлексонатов металлов и препарата Энергия-М на овощных культурах в севообороте в почвенно-климатических условиях Нечерноземной зоны РФ. Показано, что комплексонаты металлов и препарат Энергия-М стимулируют рост и развитие растений, повышают продуктивность овощных культур, улучшают качество продукции, влия- ют на химический состав продукции, снижают накопление тяжелых металлов в овощных культурах. Приведена корреляционная зависимость между содержанием микроэлементов в растениях и биохимическими показателями продукции.

Ключевые слова: комплексонаты металлов, препарат Энергия-М, овощные культуры, урожайность.


Эффективность бактериальных удобрений на различных сортах люцерны изменчивой

В статье представлены результаты полевых исследований по изучению эффективности бактериального удобрения Ризоторфин на посевах различных сортов люцерны изменчивой Medicago varia Mart. Отмечена большая отзывчивость сорта Гюзель на инокуляцию семян Ризоторфином.

Ключевые слова: бактериальное удобрение, Ризоторфин, инокуляция, семена и сорта люцерны, симбиотический аппарат.